Приложение 3
^ 1. Цели педагогической практики
Педагогическая практика является важнейшим компонентом и составной частью учебного процесса студентов магистратуры. Данный вид практики выполняет функции общепрофессиональной подготовки в части подготовки студентов к преподавательской деятельности в высшей школе.
Педагогическая практика выявляет уровень научной подготовки студента магистратуры по всем важнейшим направлениям профессиональной специализации и является связующим звеном между теоретической подготовкой к профессиональной деятельности и формированием практического опыта её осуществления.
Программа учитывает требования Федерального образовательного стандарта ВПО по направлению 080400.68 «Управление персоналом» степени магистра.
Целью педагогической практики являются формирование и развитие компетенций преподавателя (педагога) ВПО и ДПО по направлению «Управление персоналом», владеющего современными образовательными технологиями.
^ 2. Задачи педагогической практики
Задачами педагогической практики являются:
развитие способности повышать свой общекультурный и профессиональный уровень и самостоятельно осваивать новые методы работы;
развитие навыков в области разработки образовательных программ и учебно-методических материалов для обеспечения процесса обучения;
участие в организации учебного процесса при реализации содержания образовательных программ ВПО и ДПО, формирующих профессиональные компетенции специалистов по управлению персоналом;
практическое освоение методов, приемов, средств педагогической деятельности в высшей школе, корпоративных университетах, бизнес-школах и т.п.;
получение навыков использования современных образовательных технологий в процессе обучения.
Таким образом, программа педагогической практики способствует процессу социализации личности студента, переключению его на совершенной новый вид деятельности - педагогический, усвоению общественных норм и ценностей профессии педагога, а также формированию персональной деловой культуры будущего магистра.
^ 3. Место педагогической практики в структуре магистерской программы Данная практика входит в раздел М.3 Практика и научно-исследовательская работа ООП. Педагогическая практика базируется на изучении курсов:
^ Цикла М.0: Социальная политика государства и управление социальным развитием персонала; Теория организации и организационного проектирования; Развитие трудового законодательства и его влияние на управление персоналом; Развитие систем менеджмента качества; Организация научно-исследовательской и педагогической деятельности в области управления персоналом; Иностранный язык в деловом и профессиональном общении; Современные методы социологических исследований.
^ Цикла М.1:Теория и практика кадровой политики государства и организации; Инновационные технологии разработки, обоснования и принятия кадровых решений; Современные проблемы управления персоналом; Управление организационной культурой; Функционально-стоимостной анализ системы и технологии управления персоналом; Кадровый консалтинг и аудит; Современные проблемы менеджмента; Теории труда; Инжиниринг и реинжиниринг трудовых процессов; Учет затрат в области управления персоналом, калькулирование и бюджетирование; Развитие системы технологий подбора персонала; Информационные системы в управлении персоналом; Модернизация систем управления персоналом.
Для успешного прохождения практики студент должен:
Знать:
основные цели и принципы стратегического управления персоналом организации;
технологии кадрового обеспечения, адаптации, стимулирования, развития и иных аспектов управления персоналом;
основы методологии научной деятельности;
методы проведения исследований в системе управления персоналом;
специфику управления персоналом в сфере научно-исследовательской деятельности.
Уметь:
ставить цели и формулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций;
анализировать деятельность в области управления персоналом;
разрабатывать образовательные программы обучения персонала ставить цели и формулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций в области управления персоналом;
разрабатывать программы кадрового обеспечения, адаптации, стимулирования и развития персонала организации и мероприятия по их реализации;
разрешать трудовые конфликты;
организовывать работу службы управления персоналом и кадровый документооборот;
оценивать эффективность управления персоналом организации.
Владеть:
методами реализации основных управленческих функций в научно-исследовательской деятельности;
современными методами управления человеческими ресурсами;
правилами составления научных отчетов, обзоров, публикаций.
^ 4.Формы проведения педагогической практики Цели и задачи педагогической практики предполагают лабораторно-полевую форму проведения занятий, где в качестве слушателей могут выступать студенты специальности «Управления персоналом» дневной формы обучения, ученики старших классов общеобразовательных школ, учащиеся средних специальных учебных заведений.
^ 5.Место и время проведения педагогической практики Время проведения практики обусловлено графиком учебного процесса по направлению Управление персоналом. Практика проводится в 11 семестре. Местом проведения данной практики может выступать институт экономики, управления и природопользования, общеобразовательные школы и средние специальные учебные заведения г. Красноярска.
^ 6.Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения
педагогической практики В результате прохождения данной практики обучающийся должен овладеть следующими компетенциями:
в) научно-исследовательская и педагогическая деятельность:
умением выявлять и формулировать актуальные научные проблемы управления персоналом (ПК-34);
умением разрабатывать программы научных исследований и разработок в сфере управления персоналом и организовывать их выполнение (ПК-35);
умением разрабатывать и применять методы и инструменты проведения исследований в системе управления персоналом и проводить анализ их результатов (ПК-36);
умением проводить бенчмаркинг и другие процедуры для оценки вклада службы управления персоналом в достижение целей организации (ПК-37);
умением применять количественные и качественные методы анализа, в том числе функционально-стоимостного, при принятии решений в области управления персоналом и строить соответствующие организационно-экономические модели (ПК-38);
владением навыками поиска, сбора, обработки, анализа и систематизации информации по теме исследование (ПК-39);
умением проводить совещания: выбирать тему, формировать регламент, анализировать проблемное поле, информировать других, принимать совместные решения (ПК-40);
умением готовить обзоры, научные отчеты и научные публикации по актуальным проблемам управления персоналом (ПК-41);
умением разрабатывать образовательные программы для проведения обучения персонала (ПК-42);
умением разрабатывать учебно-методические материалы для проведения обучения персонала в соответствии со стратегией развития организации (ПК-43);
владением современными образовательными технологиями и умением их использовать в процессе обучение персонала (ПК-44);
владением навыками организации, управления и оценки эффективности образовательных процессов (ПК-45);
владением навыками наставничества, способностью вдохновлять других на развитие (ПК-46);
владением навыками организации, управления и оценки эффективности образовательных процессов (ПК-47);
владением навыками преподавания специализированных дисциплин, формирующих профессиональные компетенции специалистов по управлению персоналом (ПК-48);
д) социально-психологическая деятельность:
владением навыками разработки и эффективного использование современных социальных технологий в работе с персоналом (ПК-54);
владением навыками разработки и организации внедрения планов социального развития организации (ПК-55);
владением навыками организации управления конфликтами и стрессами, способностью лично эффективно участвовать в посреднической, социально-профилактической и консультационной деятельности по управлению конфликтами и стрессами (ПК-56);
владением знаниями и умениями анализировать, разрабатывать, внедрять и оценивать программы и услуги по поддержанию физического и душевного здоровья сотрудников и их защите от небезопасных условий и действий со стороны других лиц и сторон (ПК-57);
владением знаниями и навыками предупреждения личной профессиональной деформации и профессионального выгорания и умением применять их на практике (ПК-58).
^ 7. Структура и содержание педагогической практики Общая трудоемкость педагогической практики составляет 6 зачетные единицы, 216 часов.
Таблица 1.Описание видов работ педагогической практики №
п/пРазделы, этапы практикиВиды работ^ Трудоемкость (в часах)Формы текущего контроля1.
Подготовительный этап
Изучение дополнительной литературы по методам преподавания
10
Выбор темы проведения занятий
10
Согласование темы, места и времени проведения занятий
2
2.
Учебно-методический этап
Подготовка текста лекции
65
Текст лекций. Слайды в программе Power Point
Подготовка семинарского занятия
65
Задачи.
Прикладной кейс
Подготовка заданий к самостоятельной работе студентов
30
Методические указания к самостоятельной работе студентов
Подготовка банка контрольно-измерительных материалов
30
Тесты.
Открытые вопросы.
Миникейсы
3.
Учебный этап
Проведение занятий
4
4.
Заключительный этап
Подготовка отчета по педагогической практике
6
Письменный отчет
^ 8. Образовательные, научно-исследовательские и научно-производственные технологии, используемые на педагогической практикеВ качестве современных педагогических технологий практиканты должны использовать дискуссионные лекции, кейс-стадии.
^ 9.Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студента на педагогической практикеВо время прохождения практики студент самостоятельно обязан:
на подготовительном этапе изучить дополнительную литературу по методам преподавания: провести выбор темы занятий на основе изучения учебных планов студентов и учебных программ и проведение наблюдения и анализа занятий по согласованию с преподавателем учебной дисциплины; согласовать с научным руководителем тему, место и время проведения занятий;
на учебно-методическом этапе на основе изучения материалов дисциплины, а также дополнительных источников подготовить план и текст лекции, презентационные материалы в виде слайдов в программе Power Point; видео- или аудиоматериалы; подготовить план семинарского занятия и необходимые для его проведения материалы – кейсы, вопросы для обсуждения, задачи; определить виды самостоятельной работы студентов и подготовить задания; сформировать банк контрольно-измерительных материалов – тесты, задачи, микрокейсы.
на учебном этапе провести занятия; выполнить контроль знаний студентов;
на заключительном этапе оформить проект отчета; подписать отчет научным руководителем практики, сдать отчет на кафедру.
^ Документационное обеспечение учебной практики. Студент-магистр должен предоставить по итогам практики:
1. План-конспект одного занятия, презентация, КИМ , кейс, иные учебно-методические материалы по целесообразности.
2. Отчет практиканта в соответствии с представленной ниже структурой.
3 Дневник практики
Структура отчета о научно-педагогической практике
1. Ф.И.О.
2. Место прохождения практики, сроки практики, номер (а) группы и курс (а),
дисциплины и предметы, по которым проводились занятия.
3. Какие виды деятельности на занятиях не вызывали у Вас серьезных
затруднений (налаживание контакта с группой, изложение новых знаний,
актуализация знаний студентов – проведение опросов, контрольных работ,
тестов)
4. Охарактеризуйте методы педагогической деятельности, которые были использованы Вами и оцените их целесообразность.
5. Проанализируйте учебно-методическое обеспечение курса.
6. Самооценка по проделанной работе (трудности, соответствие ожиданиям,
успехи). Удовлетворены ли Вы своей обучающей деятельностью
7. Как Вы относитесь к профессии преподавателя
(положительно, отрицательно, неопределенно)
8. Какие открытия Вы для себя сделали в ходе педпрактики
9. Определите для себя важнейшие задачи в плане профессионально-
педагогического роста.
10. Предложения по проведению практики.
11. Дата и роспись магистранта.
Дневник практики является основным документом и заполняется на протяжении всей практики. Дневник содержит: командировочное удостоверение практиканта; рекомендации студенту-практиканту о его действиях перед выездом на практику, по прибытию, в период окончания практики; порядок составления отчета; календарный график практики; таблицы для записей о выполненных работах; листы: для характеристики работы студента учреждением, производственной организацией и т.д.; для аттестации студента о прохождении практики. Командировочное удостоверение практиканта и характеристика работы заверяются печатями.
^ 10. Форма промежуточной аттестации педагогической практикиДля обеспечения качества прохождения данной практики проводятся следующие виды контроля:
на подготовительном этапе магистрант предоставляет научному руководителю выбранную тему занятий;
на учебно-методическом этапе магистрант предоставляет научному руководителю подготовленные материалы, необходимые для проведения занятий;
на учебном этапе магистрант проводит занятия в присутствии научного руководителя; для оценки качества проведения занятий проводится анкетирование студентов.
на заключительном этапе магистрант оформляет проект общего отчета по практике, обсуждает отчет с научным руководителем, в случае замечаний исправляет их, подписывает отчет научным руководителем и сдает на кафедру для регистрации не позднее последней даты прохождения практики.
По итогам педпрактики проводится конференция, посвященная обсуждения опыта и впечатлений от пройденной научно-педагогической практики.
^ Форма итоговой аттестации по педагогической практике – зачет.Для проверки качества освоения компетенций в период прохождения педагогической практики, используется метод формирования итогового результата, представленный в таблице 2 данной программы.
^
Таблица 2Формирования итогового результатаКомпетенции(см. расшифровку в п.6 настоящей программы)ЗаданиеДоля в итоговой оценке, %Форма представленияписьменный - устныйКритерии оценкиШкала оцениваниябаллыТекущий контроль:
60
ПК-34 - 58
Подготовка текста лекции
15
Письменный
Способность систематизировать и обобщать информацию – 20б
Содержание и логика изложения материала – 35б
Иллюстративный материал – 20б
0 - 75
ПК-34 - 58
Подготовка семинарского занятия
15
Письменный
Содержание и логика изложения материала - 35б
Применение различных технологий 20б.
Применение различных методов ведения семинара -20б
0-75
ПК-34 - 58
Подготовка заданий к самостоятельной работе студентов
6
Письменный
Содержание и логика изложения материала-20 б
Применение различных технологий -10б
0-30
ПК-34 - 58
Подготовка банка контрольно-измерительных материалов
4
Содержание материала - 20 б
0-20
ПК-41 - 48
Проведение занятий
20
Устный
Владение материалом, научной терминологией. – 25б
Наглядность, последовательность и доступность изложения. -25б
Умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную речь. – 25б
Применение современных технологий - 25б
0-100
Итоговый контроль
40
ПК-41 - 48
Подготовка отчетных документов по педагогической практике
40
Письменный
Содержание отчета500б
Содержание плана-конспекта занятия150б
0-200
Итого
100
500
Производственная практика считается зачтённой, если студент набрал не менее 50% или 250 баллов.
^
Таблица 3Формирование итоговой оценки по производственной практике(пример)ФИО студента _____________________________ ЗаданиеМаксимально возможные баллыФактические баллы слушателяПодготовка текста лекции
7553
Способность систематизировать и обобщать информацию
Содержание и логика изложения материала
Иллюстративный материал
20
40
20
18
25
10
Подготовка семинарского занятия
75
30
Содержание и логика изложения материала
Применение различных технологий
Применение различных методов ведения семинара
40
20
20
15
10
5
Подготовка заданий к самостоятельной работе студентов
30
20
Содержание и логика изложения материала
Применение различных технологий
20
10
20
0
Подготовка банка контрольно-измерительных материалов
20
10
Содержание материала
20
10
Проведение занятий
100
90
Владение материалом, научной терминологией
Наглядность, последовательность и доступность изложения
Умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную речь
Применение современных технологий
25
25
25
25
15
20
25
25
Подготовка отчетных документов по педагогической практике
200160
Содержание отчета
Содержание плана-конспекта занятия
50
150
40
120
Итого
500
363
100%
72,6%
Оценка
зачтено
^ 11.Учебно-методическое и информационное обеспечение педагогической практикиДля подготовки к прохождению данной практики практикант должен использовать предложенную в изучаемых дисциплинах основную литературу, самостоятельно найти дополнительную литературу, использовать Интернет ресурсы.
Рекомендуемая литература:
Авдеев. В.В. Управление персоналом: оптимизация командной работы. Реинжиниринговая технология: учебное пособие.- М.: Финансы и статистика, 2008.
Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами. 8-е изд. / Пер. с англ. под ред. С.К.Мордовина. – СПб.: Питер, 2007.
Аудит и контроллинг персонала организации: Учеб.пособие. / Под ред. проф. П.Э. Шлендера. – М.: Вузовский учебник, 2006.
Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований. – М: Аспект Пресс, 1995.
Бурцев В.В. Организация системы внутреннего контроля коммерчской организации. – М.: Экзамен, 2000.
Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. 4-е изд. М., 2006.
Воронцова И.П., Витковская Л.К., Макушкина Н.Д. Управление человеческими ресурсами – 2. УМКД - СФУ, 2009.
Грант Р. Современный стратегический анализ. СПб.: Питер, 2008
Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. 5-е изд. – М.: КДУ, 2009.
Егоршин А. П. Мотивация трудовой деятельности. Инфра-М, 2011 г.
Замков О.О., Черемных Ю.Н. и др. Математические методы в экономике.- М.:ДИС МГУ, 2000.
Захаров Н.Л., Кузнецов А.Л. Управление социальным развитием организации Учебник, Москва, ИНФРА-М, 2006.
Камерон К., Куинн Р. Диагностика и изменение организационной культуры. http://www: class.ru/libery1/strategy/kameron
Камерон Э., Грин М. Управление изменениями: модели, инструменты и технологии организационных изменений пер/. с англ./М.: Добрая книга, 2006
Кибанов А. Я., И. А. Баткаева, Е. А. Митрофанова, М. В. Ловчева Мотивация и стимулирование трудовой деятельности. Инфра-М, 2011 г.
Кирсанов К.А., Буянов В.П., Михайлов Л.М. Теория труда. М.: Изд-во «Экзамен», 2003.
Коллис Д., Монтгомери С., Корпоративная стратегия. Ресурсный подход. – М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2007.
Концепция контроллинга: Управленческий учет. Система отчетности. Бюджетирование. / Horvth&Partners; Пер. с нем. – 2-е изд. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2006.
Корпоративная культура: Учебное пособие/ Автор-составитель Кузнецов И.Н. – Мн.: Книжный Дом; Мисанта, 2006
Кузнецов И.Н. Научные работы: методика подготовки и оформления. – Минск: Амалфея, 2000
Мазин А.Л. Экономика труда. М.: Юнити-Дана, 2009.
Макарова И.К. Управление человеческими ресурсами: пять уроков эффективного HR-менеджмента. – 2-е изд. – М.: Издательство «ДЕЛО» АНХ, 2008. – 232 с.
Маслов Е.В. Управление персоналом предприятия.- М.: ИНФРА-М, Новосибирск: НГАУЭиУ, 2008.
Менеджмент качества и обеспечение качества продукции на основе международных стандартов ИСО/ М.З. Свиткин, В.Д. Мацута, К.М. Рахлин. – СПб.: Изд-во «МиМ», 1999.
Мильнер Б.З. Теория организации. Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2002.
Ньюстром Дж. В., Кейт Дэвис. Организационное поведение. – СПб.: Питер, 2001.
Одегов Ю. Г., А. А. Федченко, Е. С. Дашкова Мотивация трудовой деятельности. Альфа-Пресс, 2009 г.
Одегов Ю.Г. Управление персоналом. Оценка эффективности. Российская экономическая Академия им. Г.В. Плеханова / Ю.Г. Одегов. – М.: «Экзамен», 2005.
Одегов Ю.Г., Никонова Т.В. Аудит и контроллинг персонала: учебное пособие. – М.: Экзамен, 2002.
Организация труда научных работников. Разработка ВНИПТИМЭСХ- 2009//http://www.vniptimz.by.ru
Пригожин А.И. Дезорганизация – М.: АльпинаБизнесБукс, 2007
Пряжников Н. С. Мотивация трудовой деятельности. Академия, 2008 г.
Рощин С.Ю., Разумова Т.О. Экономика труда. М.: ИНФРА-М, 2000.
РузавинГ.И.Методология научного исследования. Учебное пособие. – М.: ЮНИТ-ДАНА, 1999.
Сыроватская Л.А. Трудовое право. Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2010.
Теория организации. Хрестоматия. / Под ред. Клёминой Т.Н.; Высшая школа менеджмента СПбГУ.- СПб.: Изд-во «Высшая школа менеджмента», 2009
Ткаченко С.ВКудряшов А.В. Ткаченко В.В.Трудовой договор: теория и практика - Самара, 2007.
Приложение 4^ 1. Цели научно-исследовательской практики Целями научно-исследовательской практики являются формирование навыков творческого профессионального мышления путём овладения научными методами познания и исследования, обеспечение единства образовательного (учебного и воспитательного), научного и практического процессов, а также создание и развитие условий (правовых, экономических, организационных, ресурсных и т.д.), обеспечивающих возможность для каждого студента реализовывать свое право на творческое развитие личности, участие в научных исследованиях и научно-техническом творчестве - полноценное, равное и доступное для каждого в соответствии с его потребностями, целевыми установками и способностями
^ 2. Задачи научно-исследовательской практикиВ результате практики обучающийся должен развить умения нестандартно мыслить, реализации технологии научного исследования, умения готовить и ставить эксперимент, оформлять и оценивать результаты научных исследований, определять проблему, формировать план исследования, модифицировать существующие и разрабатывать новые методы, исходя из задач конкретного исследования, а также представлять итоги проделанной работы в виде отчетов, рефератов, статей, оформленных в соответствии с имеющимися требованиями, с привлечением современных средств редактирования и печати.
^ 3. Место научно-исследовательской практики в структуре магистерской программы Данная практика входит в раздел М.3 Практика и научно-исследовательская работа ООП. Практика базируется на материалах дисциплин:
^ Цикла М.0: Социальная политика государства и управление социальным развитием персонала; Теория организации и организационного проектирования; Развитие трудового законодательства и его влияние на управление персоналом; Развитие систем менеджмента качества; Организация научно-исследовательской и педагогической деятельности в области управления персоналом; Современные методы социологических исследований.
^ Цикла М.1: Теория и практика кадровой политики государства и организации; Инновационные технологии разработки, обоснования и принятия кадровых решений; Современные проблемы управления персоналом; Управление организационной культурой; Системы мотивации и стимулирования трудовой деятельности; Технологии управления развитием персонала; Функционально-стоимостной анализ системы и технологии управления персоналом; Кадровый консалтинг и аудит; Современные проблемы менеджмента; Теории труда; Инжиниринг и реинжиниринг трудовых процессов; Учет затрат в области управления персоналом, калькулирование и бюджетирование; Развитие системы технологий подбора персонала; Информационные системы в управлении персоналом; Модернизация систем управления персоналом.
Для успешного прохождения практики студент должен:
Знать:
принципы и методы организации научных исследований в различных предметных областях;
современные методы и инструменты проведения исследований в системе управления персоналом;
основные результаты новейших исследований в системе управления персоналом;
принципы, формы и методы диагностики организационного развития и использованием их в своей профессиональной деятельности;
специфику управления персоналом в сфере научно-исследовательской деятельности.
Уметь:
проводить анализ и оценку эмпирических и экспериментальных данных;
интерпретировать эмпирические данные исследований;
выявлять и формулировать актуальные научные проблемы управления персоналом;
разрабатывать программы научных исследований и разработок в сфере управления персоналом и организовывать их выполнение;
разрабатывать и применять методы и инструменты проведения исследований в системе управления персоналом и проводить анализ их результатов;
проводить бенчмаркинг и другие процедуры для оценки вклада службы управления персоналом в достижение целей организации;
применять количественные и качественные методы анализа, в том числе функционально-стоимостного, при принятии решений в области управления персоналом и строить соответствующие организационно-экономические модели;
Владеть:
навыками самостоятельной научно-исследовательской работы;
навыками поиска, сбора, обработки, анализа и систематизации информации по теме исследование;
информационными технологиями анализа данных научных исследований;
методами реализации основных управленческих функций в научно-исследовательской деятельности;
правилами составления научных отчетов, обзоров, публикаций.
Прохождение данной практики необходимо для защиты магистерской диссертации, так как за время прохождения практики студент должен сформулировать в окончательном виде тему магистерской диссертации, определить научную проблему, объект и предмет исследования.