Введение
Адаптация персонала на рабочем
месте является необходимым звеном
кадрового менеджмента. К сожалению,
важность мероприятий по профориентации
и адаптации работников в нашей стране
не достаточно серьезно воспринимается
кадровыми службами на протяжении долгого
периода. До сих пор многие государственные
предприятия и коммерческие организации
не имеют даже базовых программ адаптации.
Между тем, в условиях введения
нового механизма хозяйствования,
перехода на хозрасчет, самофинансирования
и самоокупаемости, что сопровождается
значительным высвобождением и,
следовательно, перераспределением
рабочей силы, увеличением числа
работников, вынужденных либо осваивать
новые профессии, либо менять свое рабочее
место и коллектив, важность проблемы
адаптации еще больше возрастает.
Поэтому целью данной контрольной
работы является изучение адаптации как
одной из современных технологий
управления персоналом и его неотъемлемой
части. Соответственно, задачами будут:
теоретическое рассмотрение таких
явлений, как адаптация, профориентация,
введение в должность; детальный разбор
системы эффективного управления
адаптацией в организации.
Большое внимание уделено
рассмотрению различных точек зрения и
подходов к вышеперечисленным явлениям,
для чего использованы учебные материалы
и статьи по управлению персоналом. Надо
отметить, что нехватка российского
опыта в проблеме адаптации отражается
и в недостаточности материалов, авторы
которых глубоко изучают адаптационные
процессы. В некоторых учебных пособиях
они вообще не рассматриваются.
I.
Понятие адаптации
1.1.
Цели адаптации и обоснование ее
необходимости
Подбор и прием на работу
представляет собой довольно длительный
и дорогостоящий процесс — к первому
дню работы нового сотрудника компания
уже затрачивает на него значительные
средства. Поэтому компания заинтересована
в том, чтобы принятый на работу сотрудник
не уволился через несколько месяцев.
Однако, как показывает статистика,
наиболее высокий процент принятых на
работу покидает организацию именно в
течение первых трех месяцев. Основные
причины ухода — несовпадение реальности
с ожиданиями и сложность интеграции в
новую организацию. Помочь сотруднику
успешно влиться в новую организацию —
важнейшая задача его руководителя и
специалистов по кадрам.
Зачастую "новичок" приходит
на предприятие, а его рабочее место не
подготовлено, и никто особенно этим не
озабочен, новичкам предоставляют право
выплывать самим. Но поскольку первое
впечатление обычно оставляет глубокий
след, такая процедура может оказать
длительное отрицательное воздействие
на мотивацию и отношение сотрудника к
работе.
"Опыт" такого рода может
зачастую объяснять высокую текучесть
кадров в первые недели или месяцы работы
и причины, по которым новый сотрудник
может испытывать чувство отчуждения и
занять негативную позицию по отношению
к организации прямо с первого дня работы.
Если новые сотрудники предоставляются
самим себе, то организация не может
влиять на то, что они случайно узнают,
и потеряет возможность сформировать у
них положительное отношение к работе
и преданность традициям фирмы [5].
Облегчить вхождение новых
сотрудников в организацию призваны
процедуры адаптации.
В самом общем виде адаптация —
«процесс приспособления работника к
условиям внешней и внутренней среды»
[3]. Термин «адаптация» чрезвычайно широк
и применяется в различных областях
науки. В социологии и психологии выделяют
социальную и производственную адаптацию.
В определенной мере эти два вида адаптации
пересекаются друг с другом, но каждая
из них имеет и самостоятельные сферы
приложения: социальная деятельность
не замыкается на производстве, а
производственная — включает и технические,
и биологические, и социальные аспекты.
С позиции управления персоналом
наибольший интерес представляет
производственная адаптация. Именно она
является инструментом в решении такой
проблемы, как формирование у нового
рабочего требуемого уровня производительности
и качества труда в более короткие сроки.
Можно привести определение
адаптации Эдгара Штейна: «процесс
познания нитей власти, процесс достижения
доктрин, принятых в организации, процесс
обучения, осознания того, что является
важным в этой организации или ее
подразделениях» [7]
Принципиальными целями адаптации,
по А.Я. Кибанову, являются:
уменьшение
стартовых издержек, так как пока новый
работник плохо знает свое рабочее
место, он работает менее эффективно и
требует дополнительных затрат;
снижение
озабоченности и неопределенности у
новых работников;
сокращение
текучести рабочей силы, так как если
новички чувствуют себя неуютно на
новой работе и ненужными, то они могут
отреагировать на это увольнением;
экономия
времени руководителя и сотрудников,
так как проводимая по программе
работа помогает экономить время каждого
из них;
развитие
позитивного отношения к работе,
удовлетворенности работой [1].
Кроме того, способы включения
новых сотрудников в жизнь организации
могут существенно активизировать
творческий потенциал уже работающих
сотрудников и усилить их включенность
в корпоративную культуру организации.
Для руководителя же информация
о том, как организован в его подразделении
процесс адаптации новых работников,
может многое сказать о степени
развития коллектива, уровне его
сплоченности и внутренней интеграции
[2].
1.2.Виды
адаптации
Суммировав высказывания различных
авторов и вычленив главное, можно
осуществить классификацию адаптации
по следующим критериям:
По
отношениям субъект-объект:
активная
— когда индивид стремится воздействовать
на среду с тем, чтобы изменить ее (в том
числе и те нормы, ценности, формы
взаимодействия и деятельности, которые
он должен освоить);
пассивная
— когда он не стремится к такому
воздействию и изменению.
По
воздействию на работника:
прогрессивная
— благоприятно воздействующая на
работника;
регрессивная
— пассивная адаптации к среде с
отрицательным содержанием (например,
с низкой трудовой дисциплиной).
По
уровню:
первичная
— когда человек впервые включается в
постоянную трудовую деятельность на
конкретном предприятии;
вторичная
— при последующей смене работы.
Автор статьи «Методы адаптации
персонала» В.Волина выделяет также еще
два вида адаптации:
адаптация
работника в новой должности;
адаптация
работника к понижению в должности;
В этой же статье есть упоминание
о т.н. адаптации после увольнения.
Приводится пример: в начале 80-х гг. в США
отмечались волны увольнений и досрочного
выхода на пенсию. Чтобы каким-то образом
поддержать увольняемых, большинство
крупных компаний — около 60% — не просто
увольняли работников, а пытались помочь
им найти новые рабочие места, организовывали
программы переподготовки и повышения
квалификации.
По
направлениям:
производственная;
непроизводственная.
Последний критерий классификации
является определяющим для более широкой
подклассификации. Наиболее наглядно
ее можно представить в виде схемы,
приведенной у Кибанова.
Попытаемся раскрыть значения
некоторых из приведенных типов адаптации:
Профессиональная адаптация
заключается в активном освоении
профессии, ее тонкостей, специфики,
необходимых навыков, приемов, способов
принятия решений для начала в стандартных
ситуациях. Она начинается с того, что
после выяснения опыта, знаний и характера
новичка для него определяют наиболее
приемлемую форму подготовки, например,
направляют на курсы или прикрепляют
наставника.
Сложность профессиональной
адаптации зависит от широты и разнообразия
деятельности, интереса к ней, содержания
труда, влияния профессиональной
среды, индивидуально-психологических
свойств личности [4].
[1]
Психофизиологическая адаптация
— адаптация к трудовой деятельности
на уровне организма работника как
целого, результатом чего становятся
меньшие изменения его функционального
состояния (меньшее утомление, приспособление
к высоким физическим нагрузкам и т. п.).
Психофизиологическая адаптация
особых сложностей не представляет,
протекает достаточно быстро и в
большой мере зависит от здоровья
человека, его естественных реакций,
характеристики самих этих условий. Тем
не менее, большинство несчастных случаев
происходит в первые дни работы именно
из-за ее отсутствия [3, 4].
Много внимания психофизиологической
адаптации уделено в учебном пособии
Веснина.
Социально-психологическая
адаптация человека к производственной
деятельности — адаптация к ближайшему
социальному окружению в коллективе, к
традициям и неписаным нормам коллектива,
к стилю работы руководителей, к
особенностям межличностных отношений,
сложившихся в коллективе. Она означает
включение работника в коллектив как
равноправного, принимаемого всеми его
членами.
Она может быть связана с немалыми
трудностями, к которым относятся
обманутые ожидания быстрого успеха,
обусловленные недооценкой трудностей,
важности живого человеческого общения,
практического опыта и переоценкой
значения теоретических знаний и
инструкций [3, 4].
Сущность остальных форм адаптации
понятна из названий.